Основной целью программы является – создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
- относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
- владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
- владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.
- знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам, привитие навыков правильного поведения на улице и в случае дорожно-транспортного происшествия.
Процесс реализации поставленной цели включает решение основных задач:
• предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
• выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
• формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
• привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
• воспитание грамотных участников дорожного движения,
• формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
• формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
• привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
• поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Ожидаемый результат:
• повышение правовой культуры и формирование компетентности учащихся в области дорожной безопасности
• предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма
Ожидаемые трудности:
• недостаточное финансирование школы;
• непонимание проблемы со стороны родителей;
• не желание учеников принимать участие в профилактических мероприятиях.
Направление деятельности:
• тематические классные часы;
• лекции, познавательные игры;
• конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;
• совместная работа с учреждениями здравоохранения и ГИБДД;
• обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
• самостоятельности в принятии правильных решений;
• убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
• внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения.
• здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Актуальность программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Ребенок – это живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа обучения учащихся правилам дорожного движения и профилактики дорожно-транспортных происшествий «Дорога без опасностей» – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Данная программа является современным педагогическим средством формирования социальной компетентности школьников в вопросах безопасности жизнедеятельности. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.
Содержание программы
Программа предусматривает следующие содержательные линии:
• учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения;
• работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте;
• проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
• создание кружка ЮИД (юных инспекторов движения)
• сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Место программы в плане развития школы
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.
Объекты программы:
• дети школьного возраста;
• семьи детей, посещающих образовательное учреждение;
• педагогический коллектив образовательного учреждения.